ru_compromat (ru_compromat) wrote,
ru_compromat
ru_compromat

Categories:

Оберштурмскульптор и Калашников



«Придворный» скульптор Салават Щербаков, сменивший одиознейшего Зураба Церетели на ниве столичной монументальной пропаганды, угодил в очередной скандал. На памятнике знаменитому российскому оружейнику Михаилу Калашникову он изобразил чертеж немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной в 1944 году.

Пикантности ситуации добавляет то, что недоброжелатели десятилетиями распространяли слухи о том, что знаменитый на весь мир автомат Калашникова на самом деле является плагиатом с винтовки нацистского конструктора Хуго Шмайсера. Впрочем, Щербакову не впервой путать отечественное оружие с германским. Да и вполне обоснованных упреков в плагиате на его долю выпало немало.

Рассматривая памятник Михаилу Калашникову, открытый в центре Москвы 19 сентября, разбирающиеся в оружии зрители с удивлением обнаружили на нем чертежи немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44). Чисто внешне StG 44 действительно схож с творением советского конструктора-оружейника АК-47, но узлы и детали у них различны.

«Запилить памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера — это просто высший пилотаж!», — прокомментировал небрежность или даже неграмотность скульптора военный историк Юрий Пашолок.

Впрочем, по мнению неравнодушных москвичей, речь может идти не о случайной ошибке, а о намеренной «диверсии». Калашникова часто обвиняли в том, что идею своего автомата и большинство технологических решений, принесших ему всемирный успех, конструктор «позаимствовал» у StG 44.

Возможно, однако, что маэстро Щербаков просто не разбирается в огнестрельном оружии и действительно не понимает разницы между германской винтовкой и советским автоматом. Несколько лет назад, например, он украсил скульптуру в память начала Великой Отечественной войны винтовкой немецкого производства Mauser 98. Увидевшие это ветераны были сильно обижены, и вражескую винтовку со скульптуры "Прощание славянки" на Белорусском вокзале Москвы пришлось тайком спилить.

Подобная неразборчивость в целом свойственна Салавату Щербакову и его творчеству. Достаточно вспомнить, как в 2013 году в Большом Харитгоньевском переулке в рамках фестиваля «Лучший город Земли» художниками из команды Zuk Club по эскизу Щербакова было создано граффити «Старый город». Оно, однако, оказалось в значительной степени копией аналогичного рисунка 2006 года в Иерусалиме.
На фотографиях двух граффити, приводимых Щеголевым, отмечаются совпадения частей рисунков, их композиции и поз отдельных персонажей.

Руководитель Zuk Club Сергей Овсейкин подтвердил, что речь идет именно о плагиате, подчеркнув, однако, что его команда работала по предоставленному Щербаковым эскизу и узнала о его вторичности практически сразу после окончания работы, заказанной для фестиваля правительством Москвы.

В оправдание Щербакова можно привести разве что его феноменальную плодовитость. По этому показателю он уже практически сравнялся с Церетели. Масса скульптур, расставленных по всей Москве, и не только, кажется, совершенно не утомляет маэстро, и он производит новые и новые поделки чуть ли не каждые пару месяцев. Где уж тут уследить за деталями…

По материалам Живого журнала, Московского Комсомольца, Lenta.ru



Tags: Культурный компромат, Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments