ru_compromat (ru_compromat) wrote,
ru_compromat
ru_compromat

Category:

«Серые схемы» российского рынка лекарств


О том, что многие фармацевтические компании продолжают в обход закона продвигать свои лекарства через врачей при помощи подкупа, подозревали многие. Однако до недавнего времени сложно было сказать, какие именно фармкампании предпочитают игнорировать закон в угоду прибыли. Теперь же журналисты выяснили, что одной из таких фирм является Sanofi, директор которой Елена Астахова по-прежнему заставляет своих подчиненных «сотрудничать с врачами». К слову, в прошлом Астахова работала в другой фармкампании – KRKA – засветившейся в крупном скандале с подкупом медиков.


Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», вступивший в силу 1 января этого года, перевернул системный подход к медицине в нашей стране. Не в последнюю очередь он призван отбить у фармацевтических компаний всякое желание заниматься финансовой мотивацией врачей и владельцев аптек, чтобы они больше не продвигали те или иные препараты в ущерб здоровью пациентов. Но, как показал опыт первого месяца, по-настоящему работающим этот закон назвать трудно.

Буква закона

О том, что представители фармацевтических компаний, работающих в России, продолжают в обход закона «стимулировать» врачей к продвижению среди своих пациентов тех или иных лекарств, пишет портал «Версия». Методы этого стимулирования существуют самые разные: от регулярной организации для врачей пышных банкетов и бесплатных путевок в туры под видом семинаров до прямого подкупа. Обласканный такой заботой врач часто начинает советовать пациентам лекарства той фармкомпании, которая его «ужинает».

Впрочем, законным столь тесное взаимодействие врачей и фармацевтов было лишь до начала этого года, а бороться с подкупом врачей власти начали еще три года назад, напоминает издание. Так, осенью 2009 года российский премьер-министр Владимир Путин призвал избавиться от «так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». На законодательном уровне сотрудничество фармкомпаний и врачей стало запрещено с 1 января 2012 года со вступлением в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Закон, в частности, запрещает производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей, а также финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и даже приходить к ним с визитом в рабочее время. В свою очередь врачи не вправе принимать от фармкомпаний подарки, деньги или приглашения на семинары. Кроме того, они больше не могут по указке фармкомпаний предлагать населению брошюры и буклеты, рекламирующие ту или иную продукцию. Выписывая рецепт, медики обязаны рассказать пациенту о недорогих препаратах. Знакомить больных с новыми достижениями фарминдустрии закон им не запрещает, но делать это можно лишь на медицинских семинарах.

Закон фармацевтам не указ

Однако, несмотря на вступление в силу закона, «агенты продвижения» до сих пор есть в каждой фармацевтической компании. Особенно в крупных – Nycomed, Sanofi, Bayer Schering и Novartis. При этом все они официально отрицают факт лоббирования производимых препаратов. Но это на словах, на деле же все обстоит совершенно иначе.

В интернете можно найти большое количество подтверждений тому, что фармкомпании в обход закона продолжают продвигать свои препараты через врачей. Так, на одном из специализированных форумов - medpred.ru - пользователь Yo, сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его руководство на недавней планерке совсем не призывало прекращать незаконное продвижение медпрепаратов, а лишь поинтересовалось, смогут ли представители работать в новых условиях. Получив утвердительный ответ, начальство осталось довольно. Пока же медицинские представители продолжают ходить по кабинетам врачей.

«Я пока значительных проблем у себя на территории не встретила», – отметила 1 февраля на том же форуме пользователь Котярзик.

Факт отсутствия перемен подтверждают и цифры официальной статистики. По идее, борьба с фармппредставителями должна была существенно отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30–40% снизив обороты продаж. Тем временем этот показатель не падает. То есть по сути, обоснованные подозрения в нечистоплотности вызывает любой фармпроизводитель, заработавший там, где должен был потерять.

За примерами далеко ходить не надо: неожиданный рост продаж а прошлый год показал кардиологический юнит (департамент) компании Sanofi, крупнейшего в Европе фармпроизводителя. По информации портала «Версия», годовой прирост юнита вместо запланированных 6 млн евро достиг рекордной отметки в 22 миллиона. Необъяснимый коммерческий успех сразу стал предметом дискуссии. Эксперты и участники рынка отмечают тесную связь между взлетом экономических показателей и масштабными кадровыми перестановками в кардиологическом департаменте. Эти перестановки произошли с легкой руки нового директора кардиологического юнита российского представительства компании Sanofi – некой Елены Астаховой.

«Санофи, примите соболезнования»

До Sanofi Астахова работала в словенской фармацевтической компании «КРКА», которая как раз в то время оказалась замешана в крупном коррупционном скандале. Как установили литовские журналисты с телеканала TV3, компания приглашала врачей на туристические поездки и катание на лыжах, маскируемые как зарубежные семинары, дарила им подарочные карты в супермаркеты и косметические магазины, а также практиковала другие способы «стимулирования лояльности».

Главой российского отделения «КРКА» в то время был Патрик Аганян, который, к слову, уволился из компании вместе с Астаховой на волне скандала с подкупом. Как пишет в своем ЖЖ блогер heroitic, являющийся работником фармакологической отрасли, «энергичная женщина поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко».

«Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчиненной, словенский топ-менеджер позаботился об ее достойном трудоустройстве. В результате деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, генеральный директор компании Sanofi в России. Бывший менеджер КРКА получила должность руководителя одного из ключевых подразделений компании и место в совете директоров в придачу», - утверждает интернет-пользователь.

Последствия не заставили себя ждать. «Санофи, примите соболезнования, с 1 апреля жизнь будет поделена чертой: до прихода Астаховой и после», – не без ехидства заметил на профильном отраслевом форуме пользователь Естахия. А блогер heroitic замечает: «Кардиологическому юниту пришлось несладко. В первые же месяцы работы госпожа Астахова буквально «зачистила» добрую половину вверенного ей коллектива. А затем сделала департамент объектом нескончаемых пересудов, вопреки рыночному тренду в три с половиной раза подняв его отчетные показатели».

Человек с большими потенциями

Как утверждают эксперты отрасли, почти 70% продаж медикаментов обеспечивает «работа» с врачами. Таким образом, исключительный и необъяснимый рост продаж в департаменте Астаховой выглядит по меньшей мере подозрительно. «Чтобы все испортить, одного человека с большими потенциями вполне достаточно. Остальное само сложится. … Чтобы вместо продвижения какой-никакой исключительности вкупе с разумными ценами вы начали впаривать, как КРКА, товар за призы и выплаты врачам? Не готовы? И я так думаю», – пишет на форуме о приходе нового директора в Sanofi пользователь Sedative.

«Коллеги, не вешайте нос! Мыльный пузырь под названием «Суперменеджер Елена Астахова» умело надувал Алеш Зорко. Если в С-А Елена найдёт себе такого же покровителя, то она задержится у вас. А не найдет – так и...» – утешает коллег пользователь Drema.

В свою очередь heroitiс указывает на строгий кодекс маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет руководитель российского представительства Sanofi Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности Астаховой.

Как именно отреагирует на разворачивающийся скандал AIPM, покажет время. Во многом позиция Ассоциации международных фармацевтических производителей будет зависеть от результатов внутреннего расследования. У крупнейшего фармпроизводителя Европы тоже есть этический кодекс, принятый еще до вступления в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан». Причем Патрик Аганян, совмещающий пост главы российского отделения компании с должностью председателя совета директоров AIPM, называл борьбу за чистоту и прозрачность рынка одной из своих главных задач. По мнению «Версии», разрешить противоречие лозунгов и практики, возникшее по вине одного из топ-менеджеров компании, может только личное вмешательство руководителя российского отделения Sanofi. В противном случае под ударом может оказаться репутация как самого Аганяна, так и всей фармакологической отрасли в целом. А тогда ситуацией на рынке медпрепаратов может снова заинтересоваться законодатель, заключает издание.


По материалам: «Версия», Grani.lv

Tags: Здравоохранение, Медицина, Персональный компромат, Фармацевтика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments