ru_compromat (ru_compromat) wrote,
ru_compromat
ru_compromat

Categories:

Трагедия на «Булгарии» - диагноз России

Фото: Profinews.com

После трагедии на теплоходе «Булгария» в Куйбышевском водохранилище близ деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана СМИ и блогосфера пестрят версиями произошедшего. Одни винят во всем погодные условия, другие – экипаж, третьи – перегрузку судна и его устарелость. Однако, пожалуй, все сторонники самых разных версий сходятся в одном – случившееся на «Булгарии» закономерно на фоне бардака в стране в общем и в судоходной отрасли в частности.


Сегодня в России объявлен день траура по погибшим в трагедии на теплоходе «Булгария». Ru_Compromat попытался воедино собрать факты, в очередной раз подтверждающие одну простую истину – именно бардак и всеобщее попустительство стало причиной гибели людей.

Диагноз России

Обозреватели и аналитики в России и за рубежом делают один и тот же неутешительный вывод. Произошедшее на «Булгарии» отнюдь не чрезвычайное происшествие, это - диагноз России и ее системы управления, результат всепроникающей коррупции, всеобщего безразличия и конкретно - равнодушия власти и бизнеса к жизни людей.

Как и во многих подобных случаях, ответственных приходится искать днем с огнем. СМИ уже путаются во владельцах, арендаторах и субарендаторах затонувшего судна - ощущение такое, что эта непрозрачная, многослойная система создана нарочно для того, чтобы было удобнее заявлять о своей непричастности и перекладывать вину на другого.

Так оно и происходит. Собственником теплохода является компания «Камское речное пароходство». Арендатором - ООО «Бриз», получившее судно примерно год назад, когда оно еще называлось «Украина». Но в итоге в роковой круиз «Булгарию» направила казанская компания «Аргоречтур».

В связи с катастрофой против гендиректора «Аргоречтура» и против эксперта Российского речного регистра уже возбудили уголовное дело - им грозит до 10 лет лишения свободы. Наказать обещают и капитанов судов, не пришедших на помощь тонущей «Булгарии». Одновременно президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости ужесточить наказание за нарушение законов в сфере перевозки людей.

Однако «стрелочников» наказывают после каждой крупной катастрофы, призывы президента ужесточить контроль также звучат каждый раз, и многие наблюдатели задаются вопросом не о конкретных виновниках, а о системе, из-за которой подобные аварии оказываются возможны.

Накануне в Приволжской транспортной прокуратуре выяснили, что туристический круиз по Волге осуществлялся незаконно: у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. Во вторник в Ростуризме добавили: компания «Аргоречтур» не входит в Реестр туроператоров России, соответственно, она предлагала круизы на «Булгарии», не имея на это права.

При этом «Аргоречтур» торговала путевками опять же не напрямую, а через агентство «Интур Волга». Эта компания, в отличие от первой, входит в Реестр, но, как решили в Ростуризме, не несет ответственности за продукт другой компании. Таким образом, ответственность должна нести «Аргоречтур», пояснили «Интерфаксу» в ведомстве.

В «Камском речном пароходстве» тем временем поспешили заявить, что в данном случае за гибель пассажиров компания несет «не юридическую, а лишь моральную ответственность». К слову, в блогах появились сообщения о том, что владелец «Камского речного пароходства» - миллионер Михаил Антонов, который является членом партии «Единая Россия» (по другим сведениям – «Справедливой России»). Все в тех же блогах заговорили о том, что после трагедии Антонов поспешил скрыться заграницей, однако в самой компании этот слух опровергли, назвав его «враньем».

Актер Станислав Садальский в своем блоге опубликовал фотографии теплоходов «Генерал Черняховский» и «Денис Давыдов» «Камского речного пароходства», которые, по его словам, выйдут в рейсы вместо затонувшей «Булгарии». «Корабли уже выкрашены уникальной краской и ржавчины почти не видно», - иронизирует он. На снимках ясно видно, что оба судна, мягко говоря, не новые.

Чувство дежавю

Тем временем российские власти, как всегда в случаях масштабных происшествий, демонстрируют решительность. Президент Дмитрий Медведев в понедельник провел в своей подмосковной резиденции в «Горках» совещание, на котором велел проверить все пассажирские транспортные средства и наказать виновных.

Но обозреватели восприняли это с изрядной долей скептицизма. У журналистов «Независимой газеты» совещание у Медведева вызвало стойкое чувство дежавю. В который раз после подобных катастроф государство подключает все свои ресурсы для того, чтобы выявить причины и принять меры, замечают они, вспоминая страшный пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 года.

Сопоставляя эти две трагедии, можно выявить традиционную для России странность. По данным МВД Татарстана, на которые ссылается РИА «Новости», техническая неисправность «Булгарии» рассматривается в качестве главной причины случившегося. Но владельцы и арендаторы теплохода уверяют, что технических проблем на нем не было, все ремонтные работы были проведены, и судно признано пригодным к эксплуатации. То, что оно прошло проверку, подтвердил и Минтранс.

«Что-то подобное мы уже слышали, когда горела «Хромая лошадь», - подчеркивает издание. - Тогда тоже рассказывали, что проверки на пожарную безопасность клуб проходил вовремя и без замечаний. По бумагам контролирующих ведомств все было в порядке. А в действительности, установила спецкомиссия, владельцы прибыльного бизнеса не утруждались вопросами безопасности посетителей, а представителям всевозможных надзоров просто платили».

Стоит отметить, что эта тенденция - скрывать халатность и коррупцию за «бумажным совершенством» - говорит не только о недобросовестности российского бизнеса, но и об отношении власти, которая закрывает на это глаза. Как сказал депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков, созданная в стране вертикаль не заинтересована в изменении существующего положения и реагирует одинаково после всех происшествий - разобраться и наказать.

Сами власти пагубность ситуации осознают и даже клеймят, правда, легче от этого не становится. Президент соседней с Татарстаном Башкирии Рустэм Хамитов написал в своем блоге: «Говорить и писать о невинно погибших людях невероятно сложно. Но необходимо, поскольку разгильдяйство продолжается. Разгильдяйство, помноженное на жадность, на извлечение прибыли любой ценой, дает страшные плоды: унесенные человеческие жизни».

«Мой опыт инженерной деятельности и государственной работы показывают, что причина аварий сегодня чаще всего лежит <…> в пренебрежении элементарными требованиями безопасности, равнодушии и черствости к людям», - продолжает он и предлагает сделать «еще раз» соответствующие выводы.

Жертвы «коллективного отрицания реальности»

В свою очередь, западные газеты, наблюдая ситуацию со стороны, высказываются безжалостно и жестко. Масштабное происшествие с гигантским числом жертв они называют «типично российской трагедией», справедливо замечая, что случаются подобные и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего.

«Россия гниет, и никто не хочет принимать это к сведению», - констатирует обозреватель Die Tageszeitung. «В России даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает, - пишет он. - Эти цифры отражают равнодушие власти предержащих к жизни людей».

По мнению немецкого комментатора, погибшие стали жертвами коллективного «отрицания реальности». При этом, если родственники погибших начнут требовать детального расследования обстоятельств трагедии, изначальное сочувствие грозит смениться раздражением, убежден автор: они станут нарушителями спокойствия и заведенного порядка.

Россияне шокированы гибелью «Булгарии», однако в стране, где общество обычно смиряется с безразличием чиновников, трудно претворить ужас и сочувствие в конкретные действия, развивает тему The Washington Post. Отличительная черта президентства Медведева - неисполнение его указаний, как иногда сетует он сам. В особенности невосприимчива к его усилиям коррупция, говорится в статье.

А The Christian Science Monitor пишет, что в постсоветский период Россия страдает от чрезвычайных ситуаций сходного типа - когда черствая погоня за наживой сочетается с шокирующим пренебрежением техникой безопасности. Она, как и российские СМИ, напоминает о пожаре в «Хромой лошади» и авариях на шахтах в Сибири.

«Булгария» уже тонула

Кроме того, стало известно, что теплоход «Булгария» уже тонул четыре года назад, причем именно в Куйбышевском водохранилище, пишет газета «Московский комсомолец». Подробности биографии затонувшего судна, о которых, разумеется, не знали пассажиры перед роковым плаванием, журналистам поведал бывший член экипажа штурман Михаил Иванов (фамилию он попросил изменить).

«Я ходил на «Булгарии» в 2007 году. И первым же перегонным рейсом по иронии судьбы примерно в том же районе, где он сейчас затонул, мы попали в сильный шторм. Нижние кубрики залило водой через иллюминаторы - рассохлись резинки на них. Задраив их крышками, мы продолжили рейс и, когда улучшились погодные условия, в авральном режиме заменили резинки», - рассказал собеседник издания.

Бывшие пассажиры судна также припомнили немало проблем: например, рассказали, что теплоход нередко глох в пути, из-за чего в рейсе происходили постоянные задержки.

В частности, несколько лет назад в МЧС обратились пассажиры «Булгарии», которые остались без питьевой воды, света и возможности пользоваться туалетами (санузлы были забиты). Он тогда с сотней человек на борту шел из Казани в Самару. В тот раз власти связались с хозяевами теплохода и потребовали в кратчайшие сроки устранить неполадки.

«3 июля теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань, - рассказывают пассажиры. - За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за 100 метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась - не работала даже радиосвязь».

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе, матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость судна оказалась такой, что всякий раз оно опаздывало с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

«Я ходил на «Булгарии» два года назад до Ярославля, - говорит житель Набережных Челнов Вадим. - Уже тогда он был на последнем издыхании. Из-за поломки мы опоздали в Казань на 12 часов. Никогда не забуду, как нас через шлюзы в Новочебоксарске тащили на буксире».

А был ли ремонт?

По словам владельцев судна, перед навигацией на судне был проведен весь ремонт. Однако эксперты утверждают обратное. «По поводу ремонта скажу: его практически не было, - рассказал «МК» Михаил Иванов. - Нас подняли на сушу, поставили гребные валы в дейдвудную трубу (водонепроницаемая металлическая труба). Говорят, что судну корпус меняли в 2006 году, - не знаю, утверждать не буду. Глухих переборок, кроме как в машинном отделении, я больше и не видал, хотя облазил теплоход, можно сказать, от кормы до носа».

Слова матроса подтверждают и другие эксперты. В Управлении государственного морского и речного надзора журналистам сообщили, что у 785 двухпалубных теплоходов 2-й серии, к каким относилась и «Булгария» (ранее «Украина»), не предусмотрены «отсеки безопасности», то есть в нижнем отделении нет перегородок, которые препятствовали бы быстрому затоплению.

«Действительно, у всех судов этой серии нет перегородок, - сообщил Игорь Игнатов, начальник отдела организации расследования транспортных происшествий. - Эта особенность привела к тому, что вода распределялась сразу по всему нижнему отсеку».

Согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море, пассажирские суда обязаны иметь отсеки безопасности. Однако это правило утвердили в 1960 году, а «Булгария» появилась в 1955-м. В тексте конвенции прописано, что суда, построенные до ее принятия, могут быть модифицированы по усмотрению администрации. В данном случае никакой инициативы владельцы судна не проявили.

По словам другого члена экипажа, плававшего в том же, 2007 году, переборки (те, что не глухие) практически все сгнили. «Мы с другом приехали на «Булгарию» одними из первых после его длительной стоянки, - рассказывает он. - И ужаснулись, когда заглянули под слани (настил в трюме судна): в пассажирском отсеке набор (система балок, к которым крепится наружный настил палубы) напрочь отсутствовал. Ремонтники сказали, что задрали теплоход на слипе (сооружении для подъема судов на берег), валы воткнули, в плохих местах (в середине корпуса) металл поменяли, и все. Но до этого судно вроде варили летом 2006-го, а в ноябре 2006-го корпус был загрунтован и покрашен».

Напомним, двухпалубный прогулочный теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011г. в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в 3 км от берега. Теплоход осуществлял двухдневный круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань. В момент крушения на борту судна находились 205 человек, причем около 20 пассажиров не были зарегистрированы на рейс. Спасти удалось лишь 79 человек.


По материалам: РИА «Новости», «Интерфакс», «Независимая газета», NEWSru.com, InoPressa

Tags: «Булгария», «Камское речное пароходство», Антонов Михаил, Происшествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment