ru_compromat (ru_compromat) wrote,
ru_compromat
ru_compromat

Categories:

«Плиточный бизнес» жены Собянина

Сергей Собянин, Фото: ura.ru

Мэр Москвы Сергей Собянин, похоже, решил пойти по пути своего предшественника Юрия Лужкова и помочь своей жене Ирине нарастить семейные капиталы. Столичный градоначальник намерен заменить около 4 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров в пределах Садового кольца на плитку. При этом эксперты не сомневаются, что выполнять «высокий заказ» будет компания «Аэродромстрой», принадлежащая супруге мэра, которую по месту бывшей службы Собянина в Тюмени называли «Ира Бордюр».



Мэр Москвы Сергей Собянин намерен заменить около 4 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров в пределах Садового кольца на плитку. Инициатива на первый взгляд вполне безобидная, если бы не одно но: именно жена московского градоначальника, Ирина Собянина, скорее всего, будет руководить реконструкцией столичных тротуаров. Дело в том, что супруга мэра, которую по месту бывшей службы Собянина в Тюмени называли «Ира Бордюр», является владельцем компании «Аэродромстрой», замостившей тюменские улицы плиткой, а дороги обрамившей гранитными бордюрами, пишет газета «Коммерсант».

По словам заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, которого цитирует BFM, сейчас готовится пилотный проект по замену асфальта плиткой. На данный момент всего в городе покрыто асфальтом 17,5 миллиона квадратных метров тротуаров. Таким образом, новаторские идеи столичных властей затронут около четверти пешеходного пространства Москвы.

Ранее мэр Москвы Сергей Собянин распорядился выделить дополнительные средства, чтобы привести в порядок московские тротуары. Он отметил, что около 90% тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, а осенью имеет непрезентабельный вид.

Бизнес «Иры Бордюр»

Вряд ли у кого-нибудь возникают сомнения, что именно компания Ирины Собяниной будет облагораживать столичные тротуары. Еще в Тюмени бизнес «Иры Бордюр» рос завидными темпами. Так, по сообщениям тюменских СМИ, в 2007 году «Аэродромдорстрой», в то время впервые попавший в список крупнейших непубличных компаний Forbes, получил 22 заказа от ГУТО «Управление автомобильных дорог Тюменской области» более чем на 232 миллиона рублей, а в 2008 году компании достались 14 заказов на 7,735 миллиарда рублей.

В прошлом году компания «Иры Бордюр» попала под огонь со стороны оппозиционеров: ее обвиняли в значительном превышении сметы строительства первого в Тюмени подземного перехода. По имеющейся у местных СМИ информации, из-за дорогостоящего гранита, которым был отделан переход, на строительство было потрачено около 1 миллиарда рублей вместо запланированных 280 миллионов.

Сегодня группа компаний «Аэродромдорстрой» имеет свои предприятия и производственные базы в Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Омске, Смоленске, Магадане, Кировской области и в Республике Мордовии. В Москве помимо главной управляющей компании группы юридически оформлено закрытое акционерное общество (ЗАО) »Аэродромдорстрой-А».

Преемственность поколений

Если компания Ирины Собяниной получит заказ на ремонт московских тротуаров, можно будет с уверенностью говорить о существовании некой преемственности между московскими «мэрскими семьями». Параллели между Ириной Собяниной и супругой бывшего московского градоначальника Еленой Батуриной многие провели еще сразу после назначения Собянина на пост мэра столицы. Интернет-пользователи в большинстве своем выражали уверенность, что бизнес супруги мэра в скором времени получит новые заказы из столицы.

Блогосфера немедленно и столь же активно отреагировала и на свежую новость о том, что в пределах Садового кольца асфальт на тротуарах заменят на плитку. «Долго терпела жена Собянина...» (nuanceblack); «Ну что, все по новой?» (freeman_online); «Понятно, что мэра совершенно не заботит большое количество людей, которые катаются на роликах и самокатах по центру города. Понятно, что менять шило на мыло намного легче, чем решать серьезные вопросы. Но не понятно, зачем приближать к власти людей, имеющих исключительно личные интересы?» (oster).

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин в интервью изданию назвал смену асфальта на тротуарах на плитку в пределах Садового кольца Москвы «раем для распильщиков». «Вообще никак не дождусь, когда же Собянин организует хотя бы элементарную систему контроля за бюджетными средствами. Пока ничего не меняется и остается почва для завышения расценок городских заказов. Все понимают, что за этим кроется получение откатов», - заявил Митрохин.

«Если приоритет мэра на сегодняшний день - это борьба с пробками, то он должен не этим заниматься. Это к пробкам не имеет никакого отношения. Лучше дополнительные средства направить на строительство развязок, скоростного трамвая или еще чего-нибудь в этом роде. А этот проект мне кажется крайне сомнительным», - сказал политик.

Распространенная практика

Как пишет «Коммерсант», чета Собяниных не одинока в своем стремлении наладить семейный бизнес в подконтрольном им городе. Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have. И уж совсем было бы странно, если б вдруг Москва взяла да и выписалась из тренда.

«Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра,— говорит много колесящий по России руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.— Хотя в большинстве случаев это, похоже, правда». «У меня в последнее время такое развлечение — приезжаю в новый город и спрашиваю у местных жителей, не потому ли у них везде плитка, что ее производит родственник мэра. Все поражаются моей прозорливости и спрашивают, откуда я узнал»,— пишет в своем блоге владелец одной из региональных строительных фирм. «Это не новый тренд,— подчеркивает Михаил Виноградов.— Если попытаться описать волны мэрского бизнеса, то сначала была, пожалуй, выдача разрешений на ведение бизнеса, потом — продажа объектов недвижимости, затем — дорожное строительство, включая плитку, а сегодняшняя их любимая кормушка — создание управляющих компаний в ЖКХ».

Началась плиточная лихорадка, похоже, в Санкт-Петербурге еще в те годы, когда городом руководил Владимир Яковлев. Мостить плиткой тогда решили почти весь город, включая Невский проспект и Сенатскую площадь. И одним из основных поставщиков этой плитки была компания «БиК». Владельцем компании был депутат Николай Ботка. Однако участники рынка связывали компанию с женой губернатора Ириной Яковлевой. Якобы именно через нее Ботка и получал выгодные контракты на поставку тротуарной плитки и работы по мощению улиц северной столицы — Малой Садовой и Малой Конюшенной, улиц около храма Спаса на Крови и перед зданием Российской национальной библиотеки на Московском проспекте. После ухода Владимира Яковлева с поста градоначальника конкуренция на рынке производства тротуарной плитки расцвела буйным цветом, а «БиК» снизил свою долю в этом бизнесе.

Когда в 2003 году начали мостить Екатеринбург, оппозиционные мэрии депутаты гордумы Александр Шляпин и Андрей Альшевских заявляли, что единственным производителем плитки в городе является предприятие, подконтрольное сыну мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.

В Сочи тротуарные плитки любовно называют колодяжками, поскольку существует непоколебимая уверенность в том, что ее производство — заслуга жены экс-мэра Сочи, президента госкорпорации «Олимпстрой» Виктора Колодяжного.

Та же история в городе Химки. По данным «Новой газеты», Сходненский завод керамической плитки (ныне ООО «Стройкомплекс+») принадлежит Эдварду Рагину, брату бывшей жены мэра Химок Владимира Стрельченко.

Не только на родственниках, конечно, держится плиточный бизнес. Так, совсем недавно звучали претензии в адрес ушедшего в отставку мэра города Шахты Ростовской области. По имеющейся у оппозиции информации, при ремонте и реконструкции городских объектов использовались асфальт и керамическая плитка, изготовленные только на подконтрольных ему заводах.

Существуют и другие схемы. Ведь плитку можно укладывать не только на бюджетные деньги, но и на средства частных предпринимателей, обязав их облагородить именно этим материалом территории рядом с их офисами, магазинами, предприятиями. По словам предпринимателей из Владивостока, такая ситуация складывалась в городе в начале 2000-х годов, поскольку мэр Юрий Копылов через родственников вроде как контролировал завод по производству тротуарной плитки. Однако сам господин Копылов подозрения в свой адрес всегда категорически отвергал. Действующий градоначальник Владивостока, экс-сенатор от Приморья Игорь Пушкарев до перехода на работу чиновником возглавлял «Спасскцемент». Сейчас формальным руководителем предприятия является его брат. Недавно городская администрация через думу успешно провела программу обновления бордюров в городе, сообщил местный депутат Николай Марковцев. По его словам, чиновники заверяют, что бордюры закупаются в Китае. «Хотя не удивлюсь, если выяснится, что в действительности финансовую выгоду от такого благоустройства получают структуры, близкие к мэру Пушкареву»,— заметил господин Марковцев.

Корреспонденты из Белгорода рассказывают, что монополия на производство керамической плитки долгое время принадлежала заводу ОАО ЖБК-1 депутата облдумы Юрия Селиванова. Благоустроительные старания в Белгороде доходили до курьезов: в центре города во время очередной «плиточной кампании» ее, эту самую плитку, укладывали аж в три слоя.

Конфликт интересов

Руководитель Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International - Russia Елена Панфилова рассказала радиостанции «Свобода», что в конце прошлого года они рекомендовали Собянину заблаговременно предупредить Мосгордуму и общественность о возможном конфликте интересов, поскольку в любом решении мэра в дорожно-строительной сфере будут подозревать корыстный интерес.

В Transparency International предупредили также, что Собянин может попасть в ситуацию, похожую на ту, в какой находился его предшественник. Одним из самых главных поводов для обвинений в адрес Юрия Лужкова всегда был бизнес его жены Елены Батуриной.

«Теперь вот возникла тема тротуарных плиток и других градостроительных планов в Москве. Мы абсолютно уверены, что если все будет сделано прозрачно, по конкурсу, и что если в этом конкурсе вдруг примут участие какие-то компании, которые могут каким-то образом быть связаны с близкими родственниками градоначальника, то вопрос, опять-таки, решается декларированием конфликта интересов. Но если этого не происходит, тогда уже возникают проблемы», - сказала Панфилова.

По материалам: «Коммерсант», NEWSru.com

Tags: Батурина Елена, Кому на Руси жить хорошо, Лужков Юрий, Собянин Сергей, Собянина Ирина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments